Малый Владислав Алексеевич
магистрант, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
THE MYTHOPOETICS OF SLEEP IN N. GAIMAN’S GRAPHIC NOVEL “THE SANDMAN”
Vladislav Maliy
Master’s student, Zabaikalsky State University, Russia, Chita
Аннотация. Нил Гейман – один из известнейших и успешнейших писателей-фантастов нашего времени. Многие его книги экранизированы, но не все знают его в качестве автора графических романов. В данной статье речь пойдет о его графическом романе «Песочный человек», а именно о том, как он создает собственный миф, разворачивающийся на фоне сновидений. Тема мифопоэтики сна мало исследована, а «Песочный человек» Нила Гемана использует данный прием в полной мере. Гейман использует мифологические образы и символы, чтобы создать глубокий и многогранный мир сновидений. Он показывает, что сны могут быть источником вдохновения, но также могут быть опасны и непредсказуемы.
Abstract. Neil Gaiman is one of the most famous and successful science fiction writers of present time. Many of his books have been adapted, but not everyone knows him as an author of graphic novels. This article will focus on his graphic novel The Sandman, specifically how he creates his own myth that unfolds against the backdrop of dreams. The topic of dream mythopoetics has been little explored, and Neil Geman’s The Sandman utilises this technique to its fullest extent. Gaiman uses mythological imagery and symbols to create a deep and multifaceted dream world. He shows that dreams can be a source of inspiration, but can also be dangerous and unpredictable.
Ключевые слова: Нил Гейман, песочный человек, сон, кошмар, мифопоэтика, мифопоэтика сна, графический роман.
Keywords: Neil Gaiman, Sandman, dream, nightmare, mythopoetics, mythopoetics of dreams, graphic novel.
Песочный человек (The Sandman) – это графический роман Нила Геймана, издававшийся в период с 1989 по 1996 гг. Главный герой – Сон, известен под многими именами, среди которых множество персонажей различных мифологий, например, Морфей – бог добрых сновидений в древнегреческой мифологии; Онейрос – олицетворение сна в древнегреческой мифологии; Кай’Куль – бог сна в мифологии неназванного африканского племени; Песочный Человек является традиционным персонажем западной культуры. Однако, сам Морфей не является ни одним из них. Он – представитель рода Вечных, он и есть Сон. Вся семья Вечных представляет собой персонификации различных аспектов бытия: Судьба, Смерть, Сон, Сокрушение, Страдание, Страсть и Сумасшествие (которая раньше была Счастьем).
Роман начинается с того, что Морфей, повелитель снов, был изгнан из своего царства и лишён силы из-за обряда, проведённого смертными колдунами. Песочный Человек представляет собой захватывающее путешествие по миру снов и других реальностей, где герои сталкиваются с различными мифологическими существами и опасностями. Гейман использует различные мифологические образы и символы для описания мира снов и его обитателей. Например, Морфей является воплощением древнегреческого бога сна, а его слуги – это персонажи из различных мифов и легенд, например, библейские Каин и Авель. Другие исследователи творчества Геймана, отмечают, что роман отличается неожиданной степенью мифо-реставрации, позволившей автору не только выстроить собственную вселенную, но и восстановить в тексте основные принципы мифологического сознания: поиск героем себя и, как следствие, восстановления мифологического сознания, поиск им своей сущности, воплощенной в имени, которые проявились уже в раннем цикле и со временем обрели наиболее четкую форму в сборнике «История с кладбищем» [Лозовик].
Одним из ключевых аспектов романа является мифопоэтика сна. Гейман исследует вопрос о том, как сны влияют на нашу жизнь и какую роль в ней они занимают. Согласно определению Я.В. Солдаткиной, понятие «мифопоэтика» включает в себя наличие в художественном тексте мотивов, аллюзий и мифологических образов, которые автор подвергает трансформации в процессе создания произведения, а также конструирование им собственного авторского мифа [Солдаткина]. Анализ мифопоэтического наполнения литературных текстов «позволяет выявить скрытые семантические пласты, в результате чего художественные произведения зачастую могут прочитываться с совершенно иной точки зрения» [ВоронченкоФёдорова, с. 38]. К вопросу сна многие философские школы относятся по-разному, однако, «Платон говорит о сне, как о способе увидеть, или как он выражается «подглядеть» иномирное пространство» [Васильева]. Таким образом, через мифопоэтику сна Гейман строит свой собственный миф, вплетая в него персонажей различный мифологий, а также реальных исторических личностей, например У. Шекспира, при этом для него являются существами из других миров, но не из мифов, миф в романе Геймана реален.
Так, в третьем томе Песочного Человека, Гейман обыгрывает известную пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь», сюжет которой разворачивается во время свадьбы Тесея и Ипполиты. По сюжету именно Сон дает идею для пьесы Шекспиру, для того чтобы позже представить ее для своих гостей, а именно Оберона из Дом-Даниеля и Титании, царю и царице фей и эльфов, которые также являются действующими лицами в оригинальной комедии Шекспира. Сон желает устроить великолепное зрелище, для своих друзей, которые в прошлом также развлекали его самого. Также он желает увековечить их имена в памяти смертных, так как они навсегда покидают мир смертных [Гейман2022, с. 82-86].
Однако в мире, выстроенном Гейманом, как и в обычном, помимо снов есть также и кошмары. Так во втором томе «Песочного человека» [Гейман202, с. 52] Морфей узнает, что за время его отсутствия, некоторые кошмары сбежали из царства снов. Самым опасным из них является Коринфянин, внешне он похож на обычного человека, за исключением ртов вместо глаз. Коринфянин не является даже персонажем второго плана, его роль в истории незначительна, но на его примере мы можем проследить подход Геймана к созданию персонажей. Коринф – важный в древнегреческой мифологи, его строителем и царем являлся царь Сизиф. Миф о Сизифе, получил новую трактовку после эссе Альбера Камю «Бунтующий человек», где, соответственно, стал символом неповиновения. Учитывая то, как сильно греческая мифология переплетается с миром «Песочного человека», можно предположить, что именно этот миф повлиял на Геймана при разработке данного персонажа, так как Коринфянин в отличии от других снов смог пойти против воли своего создателя, за что и был наказан. Однако на этом параллели между Сизифом и Коринфянином заканчиваются, но даже на этом примере мы можем увидеть, как Гейман строит свой собственный миф, используя миф классический.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для построения собственного мифа Гейман использует мифологию различных культур, а также реальных исторических личностей, «пропуская» их через призму сновидений. Гейман не просто повторяет известные мифы и истории, но создает свои собственные произведения, используя уже существующие образы и сюжеты. Он наполняет их своими мыслями и чувствами, превращая в оригинальные произведения. Мифопоэтика сна проявляется через многомирие, мир снов реален наравне с обычным миром, а также множеством сказочных персонажей. Так, Гейман создает богатую основу из смешения представлений о сне в различных культурах, а также смешивает персонажей из этих культур с историческими личностями, живущими в этом мире. Современный формат графического романа делает такое повествование доступным для неопытного читателя, что может заинтересовать многих не только прочесть «Песочного Человека», но также и обратиться к прототипам историй, о которых рассказывает Гейман.
Список литературы:
1. Васильева Е. А. Философское учение о снах // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-5 (16). Текст: электронный. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-uchenie-o-snah (дата обращения: 21.04.2024).
2. Воронченко, Т. В. Мифопоэтика в творчестве мультикультурных писателей США XX-XXI веков (Л. Эрдрич, Р. Анайя, А. Моралес, Ч. Дивакаруни) / Т. В. Воронченко, Е. В. Федорова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2016. – № 5. – С. 38-45.
3. Гейман Н. The Sandman. Песочный человек. Книга 2 : Кукольный домик : графический роман / Нил Гейман ; пер. с англ. И. Иванова. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 256 с.
4. Гейман Н. The Sandman. Песочный человек. Книга 3 : Страна Снов : графический роман / Нил Гейман ; пер. с англ. И. Иванова. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. – 184 с.
5. Лозовик Е. В. Миф и сказка в творчестве Нила Геймана // Дискуссия. 2013. №4 (34). Текст: электронный. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-i-skazka-v-tvorchestve-nila-geymana (дата обращения: 21.04.2024).
6. Солдаткина, Я. В. Мифопоэтика русской прозы романа 1930-1950х годов (А. П. Платонов, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак): дис. на соискание степени доктора филол. наук : 05.04.12 / Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2012. – 348 с. Текст: электронный. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/mifopoetika-russkoi-prozy-1930-1950-kh-godov-applatonov-masholokhov-blpasternak (дата обращения: 04.02.2024).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Малый В.А. МИФОПОЭТИКА СНА В ГРАФИЧЕСКОМ РОМАНЕ Н. ГЕЙМАНА «ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 10.07.2024)