Бердник Вероника Андреевна
студент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г. Уральск
Аннотация. Тема и проблематика критического мышления на уроках иностранных языков в эпоху информационной перегрузки за последние десять – пятнадцать лет набирает популярность среди отечественной и зарубежной литературы. Современный мир переполнен информацией, и способность критически анализировать ее становится ключевым навыком для успеха в любой сфере жизни. На уроках иностранных языков этот навык приобретает особое значение, поскольку студентам необходимо не только овладевать грамматикой и словарным запасом, но и уметь понимать и анализировать тексты, видео, аудио и другие материалы на иностранном языке.
Ключевые слова: мышление, человек, общение, технологии, информация, развитие, мнение.
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием информационных технологий и глобализацией, владение иностранными языками перестало быть просто дополнительным преимуществом, а превратилось в необходимое условие для успешной жизни и карьеры. Мы живём в эпоху информационной перегрузки. Каждую секунду нас бомбардируют новости, сообщения в социальных сетях, реклама, блоги. Не вся эта информация является достоверной, объективной и полезной. Более того, некоторые источники информации могут быть намеренно искажены. В этих условиях особенно важно научиться критически мыслить, чтобы не стать жертвой манипуляций и дезинформации.
Критическое мышление – это способ мышления, который позволяет анализировать информацию объективно, оценивать её достоверность и значимость, делать выводы на основе фактов и логических рассуждений. Простыми словами критическое мышление – это умение сомневаться в любой полученной информации. Это еще и важный soft skill (гибкий навык), так как люди, способные мыслить критически:
• внимательны,
• видят причинно-следственные связи между явлениями,
• замечают ошибки в рассуждениях,
• умеют подбирать аргументы,
• легко доказывают свою точку зрения,
• могут подвергать сомнению даже собственные убеждения и ценности.
Такого человека сложно запутать — он замечает нестыковки, нарушения логики и манипуляции фактами [3].
Уроки иностранного языка предоставляют прекрасную возможность для развития критического мышления у студентов. Работа с текстами на иностранном языке, обсуждение различных тем, анализ точек зрения носителей языка – все это способствует формированию навыков критического мышления. В современном мире, где информационный поток неумолимо нарастает, умение критически мыслить становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Это не просто модный тренд, а фундаментальный навык, который позволяет нам адекватно воспринимать информацию, не попадаться на удочку фейковых новостей и принимать взвешенные решения. Школьная программа, к сожалению, часто отстает от стремительного развития науки. Она не в состоянии предоставить ученику весь спектр необходимых знаний, которые нужны ему для успешной жизни. Более того, в силу возрастных особенностей ребенок запоминает далеко не все, что было рассказано на уроке. Университетское образование, безусловно, предоставляет более глубокие и систематизированные знания, однако его фокус, как правило, сужен на конкретную область. Полученные в университете знания могут устареть уже через несколько лет, ведь наука не стоит на месте. Что же делать, чтобы оставаться образованным и разносторонним человеком в стремительно меняющемся мире? Ответ прост – развивать критическое мышление.
Критическое мышление – это не просто умение анализировать информацию, а целый набор навыков, который позволяет нам распознавать ложные аргументы, отделять факты от мнений, оценивать достоверность источников информации. В современном информационном пространстве нам доступны огромные массивы данных. Умение пользоваться поисковыми сервисами, находить нужную информацию и различать авторитетные источники от недостоверных – неотъемлемая часть критического мышления. Важно понимать, что критика в данном контексте – это не просто поиск недостатков, а объективная оценка информации, её сравнение с существующими фактами и знаниями. Необходимо помнить, что критическое мышление не является непримиримой критикой всего и всех. Это в первую очередь склонность к анализу и самостоятельному мышлению, способность видеть разные точки зрения и приходить к взвешенным решениям. Развивать критическое мышление можно в любом возрасте. Чтение качественной литературы, участие в дискуссиях, проверка информации из различных источников – все это помогает нам критически оценивать информацию и делать более правильные выводы. В эпоху информационного шума критическое мышление – это ключ к успеху и самостоятельности. Это навык, который позволит вам не только быть в курсе событий, но и принимать ответственные решения в любой ситуации.
Изучение иностранных языков предоставляет уникальную возможность для развития критического мышления, которое является неотъемлемой частью успешного функционирования в современном мире. Классические упражнения, такие как обсуждение текстов, проведение дебатов, написание аргументированных эссе и рецензий на фильмы или книги, способствуют не только углублению языковых знаний, но и формированию навыков анализа информации, выделения ключевых аргументов, построения логических рассуждений, а также выработки собственного обоснованного мнения. Важно отметить, что критические навыки не ограничиваются простым анализом текста. Они включают в себя способность оценивать достоверность источников, выявлять предвзятость и манипуляции, а также осознанно формировать собственное мнение на основе критического анализа фактов. Эти навыки необходимы для эффективной навигации в потоке информации в современном цифровом мире, который часто переполнен дезинформацией и пропагандой. Изучение иностранного языка открывает окно в другую культуру, ее ценности и традиции. Критическое мышление в межкультурной коммуникации помогает избегать недоразумений, конфликтов, а также способствует эффективной и продуктивной коммуникации между представителями разных культур. В рамках изучения иностранного языка могут быть применены разнообразные методы развития критического мышления.
С регулярным применением технологий либо методик критического мышления на уроках английского языка преподаватель или учитель: создает в классе атмосферу открытости и комфорта; умеет грамотно анализировать свою педагогическую деятельность. При этом студенты и ученики могут свободно, без страха быть исправленным при допущении ошибки, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы или комментировать ответ однокурсников и одноклассников. Отсутствие страха обосновывается тем, что любое высказывания на данном этапе урока не имеет границы – «правильных» или «неправильных» высказываний.
Цель преподавателя является стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны [2].
Век информации требует нового подхода в обучении. В современном мире, переполненном информацией, где доступ к знаниям стал проще, чем когда-либо, особую важность приобретает умение критически мыслить и анализировать полученные сведения. Это особенно актуально для уроков иностранных языков, где изучение новых языковых структур идет рука об руку с погружением в культурные особенности стран, где на этих языках говорят. Помимо традиционных методов обучения, таких как грамматические упражнения и лексические тесты, преподаватели иностранных языков могут использовать ряд эффективных методик, направленных на развитие критического мышления у студентов и учеников:
1. Анализ новостной статьи: Студенты читают новостную статью на иностранном языке, затем они отвечают на вопросы: «О каком событии идет речь? Кто является источником информации? Какие факты приводятся в статье? Какова позиция автора?» Эта задача учит студентов не только понимать прочитанное, но и отделять факты от мнений, оценивать достоверность информации и формировать собственную точку зрения.
2. Ролевая игра «Журналистское расследование»: Студенты получают разную информацию о вымышленном событии. Их задача – вжиться в роль журналистов, провести расследование, отделить факты от домыслов, выявить противоречия и представить свою версию произошедшего. Данная игра учит студентов работать с информацией из разных источников, критически ее оценивать и делать выводы.
Использование этих и других методик на уроках иностранного языка позволяет не только повысить уровень владения языком, но и развить у студентов такие важные навыки, как критическое мышление, аналитические способности, умение работать с информацией и отстаивать свою точку зрения. Внедрение этих подходов в образовательный процесс помогает подготовить студентов к жизни в современном мире, где информационная грамотность и критическое мышление становятся все более востребованными качествами.
Развитие критического мышления – это ключ к успеху в мире иностранных языков и за его пределами. В современном мире, переполненном информацией и разнообразием мнений, способность критически мыслить становится не просто желательным навыком, а жизненно необходимым. Именно критическая оценка информации, умение анализировать факты и аргументы, формируют личность, способную принимать взвешенные решения и успешно адаптироваться к быстро меняющимся реалиям.
Известно, что иностранный язык, как инструмент коммуникации и познания мира, предоставляет уникальную возможность не только освоить новый способ общения, но и развивать критические способности. Изучая любой иностранный язык, мы сталкиваемся с многозначностью слов, идиомами и культурными особенностями, требующими глубокого анализа контекста. Мы учимся понимать, что за одним словом может скрываться несколько смыслов, а одно и то же понятие может иметь разную интерпретацию в разных культурах. Это формирует гибкость мышления, способность видеть разные грани проблемы и искать альтернативные решения. А также это предполагает работу с различными видами текстов: от художественной литературы до научных статей. Анализ этих текстов, поиск фактической информации, распознавание авторской позиции и выявление манипуляций – все это требует критической оценки информации. Студенты и школьники, сталкиваясь с текстами на иностранном языке, вынуждены не просто «читать», а «вчитываться», анализировать и интерпретировать прочитанное. Стоит отметить, что иностранный язык учит нас не просто говорить, но и эффективно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и вести дискуссию. Это требует умения слушать, анализировать мнения других людей, формулировать свои мысли четко и логично, и, в конечном счете, приходить к взвешенным решениям.
Учитывая всё выше сказанное, хочется привести высказывание Мартина Лютера Кинга – американского общественного деятеля и активиста, в качестве вывода: «Образование должно давать человеку возможность отсеивать и взвешивать доводы, отделять истину от лжи, реальное от нереального, факты от вымысла. Функция образования состоит в том, чтобы научить человека интенсивно и критически мыслить. Интеллект плюс характер – вот цель настоящего образования» [4].
Развитие критического мышления – это не только задача преподавателя иностранного языка, но и общая цель всех предметов и уровней образования. Внедрение методик и технологий, способствующих формированию критических способностей, позволит вырастить поколение самостоятельных, аналитически мыслящих и ответственных людей, способных успешно адаптироваться к изменяющемуся миру.
Список литературы:
1. Ресурсы интернета. – https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2021/11/29/kriticheskoe-myshlenie-na-urokah
2. Английский язык в школе// English at school. 2013, №3(43), стр. 26–34
3. Простыми словами критическое мышление – https://lpgenerator.ru/blog/chto-takoe-kriticheskoe-myshlenie/
4. Высказывание Мартина Лютера Кинга: https://da-azbyka.online/blog/tseetati-o-kreeteechyeskom-mishlyeneeee
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бердник В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 10.07.2024)