РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ

Бердник Вероника Андреевна

студент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г. Уральск

Аннотация. Тема и проблематика критического мышления на уроках иностранных языков в эпоху информационной перегрузки за последние десять – пятнадцать лет набирает популярность среди отечественной и зарубежной литературы. Современный мир  переполнен информацией,  и  способность  критически  анализировать  ее  становится  ключевым  навыком  для  успеха  в  любой  сфере  жизни.  На  уроках  иностранных  языков  этот  навык  приобретает  особое  значение,  поскольку  студентам необходимо  не  только  овладевать  грамматикой  и  словарным  запасом,  но  и  уметь  понимать  и  анализировать  тексты,  видео,  аудио  и  другие  материалы  на  иностранном  языке.

Ключевые слова: мышление, человек, общение, технологии, информация, развитие, мнение.

В современном мире,  характеризующемся стремительным развитием информационных технологий и глобализацией,  владение иностранными языками  перестало  быть  просто  дополнительным  преимуществом,  а  превратилось  в  необходимое  условие  для  успешной  жизни  и  карьеры. Мы  живём  в  эпоху  информационной  перегрузки. Каждую секунду  нас  бомбардируют  новости,  сообщения  в  социальных  сетях,  реклама,  блоги.  Не  вся  эта  информация  является  достоверной,  объективной  и  полезной.  Более  того,  некоторые  источники  информации  могут  быть  намеренно  искажены.  В  этих  условиях  особенно  важно  научиться  критически  мыслить,  чтобы  не  стать  жертвой  манипуляций  и  дезинформации.

Критическое  мышление  –  это  способ  мышления,  который  позволяет  анализировать  информацию  объективно,  оценивать  её  достоверность  и  значимость,  делать  выводы  на  основе  фактов  и  логических  рассуждений. Простыми словами критическое мышление – это умение сомневаться в любой полученной информации. Это еще и важный soft skill (гибкий навык), так как люди, способные мыслить критически:

• внимательны,

• видят причинно-следственные связи между явлениями,

• замечают ошибки в рассуждениях,

• умеют подбирать аргументы,

• легко доказывают свою точку зрения,

• могут подвергать сомнению даже собственные убеждения и ценности.

Такого человека сложно запутать — он замечает нестыковки, нарушения логики и манипуляции фактами [3].

Уроки  иностранного  языка  предоставляют  прекрасную  возможность  для  развития  критического  мышления  у  студентов.  Работа  с  текстами  на  иностранном  языке,  обсуждение  различных  тем,  анализ  точек  зрения  носителей  языка  –  все  это  способствует  формированию  навыков  критического  мышления. В современном мире, где информационный поток неумолимо нарастает, умение критически мыслить становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Это не просто модный тренд, а фундаментальный навык, который позволяет нам адекватно воспринимать информацию, не попадаться на удочку фейковых новостей и принимать взвешенные решения. Школьная программа, к сожалению, часто отстает от стремительного развития науки. Она не в состоянии предоставить ученику весь спектр необходимых знаний, которые нужны ему для успешной жизни. Более того, в силу возрастных особенностей ребенок запоминает далеко не все, что было рассказано на уроке. Университетское образование, безусловно, предоставляет более глубокие и систематизированные знания, однако его фокус, как правило, сужен на конкретную область. Полученные в университете знания могут устареть уже через несколько лет, ведь наука не стоит на месте. Что же делать, чтобы оставаться образованным и разносторонним человеком в стремительно меняющемся мире? Ответ прост – развивать критическое мышление.

Критическое мышление – это не просто умение анализировать информацию, а целый набор навыков, который позволяет нам распознавать ложные аргументы, отделять факты от мнений, оценивать достоверность источников информации. В современном информационном пространстве нам доступны огромные массивы данных. Умение пользоваться поисковыми сервисами, находить нужную информацию и различать авторитетные источники от недостоверных – неотъемлемая часть критического мышления. Важно понимать, что критика в данном контексте – это не просто поиск недостатков, а объективная оценка информации, её сравнение с существующими фактами и знаниями. Необходимо помнить, что критическое мышление не является непримиримой критикой всего и всех. Это в первую очередь склонность к анализу и самостоятельному мышлению, способность видеть разные точки зрения и приходить к взвешенным решениям. Развивать критическое мышление можно в любом возрасте. Чтение качественной литературы, участие в дискуссиях, проверка информации из различных источников – все это помогает нам критически оценивать информацию и делать более правильные выводы. В эпоху информационного шума критическое мышление – это ключ к успеху и самостоятельности. Это навык, который позволит вам не только быть в курсе событий, но и принимать ответственные решения в любой ситуации.

Изучение иностранных языков предоставляет уникальную возможность для развития критического мышления, которое является неотъемлемой частью успешного функционирования в современном мире. Классические упражнения, такие как обсуждение текстов, проведение дебатов, написание аргументированных эссе и рецензий на фильмы или книги, способствуют не только углублению языковых знаний, но и формированию навыков анализа информации, выделения ключевых аргументов, построения логических рассуждений, а также выработки собственного обоснованного мнения. Важно отметить, что критические навыки не ограничиваются простым анализом текста. Они включают в себя способность оценивать достоверность источников, выявлять предвзятость и манипуляции, а также осознанно формировать собственное мнение на основе критического анализа фактов. Эти навыки необходимы для эффективной навигации в потоке информации в современном цифровом мире, который часто переполнен дезинформацией и пропагандой. Изучение иностранного языка открывает окно в другую культуру, ее ценности и традиции. Критическое мышление в межкультурной коммуникации помогает избегать недоразумений, конфликтов, а также способствует эффективной и продуктивной коммуникации между представителями разных культур. В рамках изучения иностранного языка могут быть применены разнообразные методы развития критического мышления.

С регулярным применением технологий либо методик критического мышления на уроках английского языка преподаватель или учитель: создает в классе атмосферу открытости и комфорта; умеет грамотно анализировать свою педагогическую деятельность. При этом студенты и ученики могут свободно, без страха быть исправленным при допущении ошибки, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы или комментировать ответ однокурсников и одноклассников. Отсутствие страха обосновывается тем, что любое высказывания на данном этапе урока не имеет границы – «правильных» или «неправильных» высказываний.

Цель преподавателя является стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны [2].

Век информации требует нового подхода в обучении. В современном мире, переполненном информацией, где доступ к знаниям стал проще, чем когда-либо, особую важность приобретает умение критически мыслить и анализировать полученные сведения. Это особенно актуально для уроков иностранных языков, где изучение новых языковых структур идет рука об руку с погружением в культурные особенности стран, где на этих языках говорят. Помимо традиционных методов обучения, таких как грамматические упражнения и лексические тесты, преподаватели иностранных языков могут использовать ряд эффективных методик, направленных на развитие критического мышления у студентов и учеников:

1. Анализ новостной статьи: Студенты читают новостную статью на иностранном языке, затем они отвечают на вопросы: «О каком событии идет речь? Кто является источником информации? Какие факты приводятся в статье? Какова позиция автора?» Эта задача учит студентов не только понимать прочитанное, но и отделять факты от мнений, оценивать достоверность информации и формировать собственную точку зрения.

2. Ролевая игра «Журналистское расследование»: Студенты получают разную информацию о вымышленном событии. Их задача – вжиться в роль журналистов, провести расследование, отделить факты от домыслов, выявить противоречия и представить свою версию произошедшего. Данная игра учит студентов работать с информацией из разных источников, критически ее оценивать и делать выводы.

Использование этих и других методик на уроках иностранного языка позволяет не только повысить уровень владения языком, но и развить у студентов такие важные навыки, как критическое мышление, аналитические способности, умение работать с информацией и отстаивать свою точку зрения. Внедрение этих подходов в образовательный процесс помогает подготовить студентов к жизни в современном мире, где информационная грамотность и критическое мышление становятся все более востребованными качествами.

Развитие  критического  мышления  –  это ключ к успеху в мире иностранных языков и за его пределами. В современном мире, переполненном информацией и разнообразием мнений, способность критически мыслить становится не просто желательным навыком, а жизненно необходимым. Именно критическая оценка информации, умение анализировать факты и аргументы,  формируют личность, способную принимать взвешенные решения и успешно адаптироваться к быстро меняющимся реалиям.

Известно, что иностранный язык, как инструмент коммуникации и познания мира, предоставляет уникальную возможность не только освоить новый способ общения, но и развивать критические способности. Изучая любой иностранный язык, мы сталкиваемся с многозначностью слов, идиомами и культурными особенностями, требующими глубокого анализа контекста.  Мы учимся понимать, что за одним словом может скрываться несколько смыслов, а одно и то же понятие может иметь разную интерпретацию в разных культурах.  Это формирует  гибкость мышления, способность видеть разные грани проблемы и искать альтернативные решения. А также это предполагает работу с различными видами текстов: от художественной литературы до научных статей. Анализ этих текстов, поиск фактической информации, распознавание авторской позиции и выявление манипуляций – все это требует  критической оценки информации. Студенты и школьники, сталкиваясь с текстами на иностранном языке, вынуждены не просто «читать», а «вчитываться»,  анализировать  и  интерпретировать  прочитанное. Стоит отметить, что иностранный язык учит нас не просто говорить, но и эффективно  выражать свои мысли,  аргументировать свою точку зрения и  вести  дискуссию.  Это  требует умения слушать, анализировать  мнения других людей,  формулировать  свои  мысли четко и логично, и, в конечном счете, приходить к взвешенным  решениям.

Учитывая всё выше сказанное, хочется привести высказывание Мартина Лютера Кинга – американского общественного деятеля и активиста, в качестве вывода: «Образование должно давать человеку возможность отсеивать и взвешивать доводы, отделять истину от лжи, реальное от нереального, факты от вымысла. Функция образования состоит в том, чтобы научить человека интенсивно и критически мыслить. Интеллект плюс характер – вот цель настоящего образования» [4].

Развитие критического мышления – это не только задача преподавателя иностранного языка, но и общая  цель всех  предметов  и  уровней  образования.  Внедрение методик и технологий, способствующих формированию  критических способностей,  позволит  вырастить  поколение  самостоятельных,  аналитически мыслящих и ответственных людей, способных  успешно  адаптироваться  к  изменяющемуся  миру.

Список литературы:

1. Ресурсы интернета. – https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2021/11/29/kriticheskoe-myshlenie-na-urokah

2. Английский язык в школе// English at school. 2013, №3(43), стр. 26–34

3. Простыми словами критическое мышление –  https://lpgenerator.ru/blog/chto-takoe-kriticheskoe-myshlenie/ 

4. Высказывание Мартина Лютера Кинга: https://da-azbyka.online/blog/tseetati-o-kreeteechyeskom-mishlyeneeee 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бердник В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 10.07.2024)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх